Принцип работы вентиляторов охлаждения Р12

  • Форум
  • Ремонт
  • Ремонт P12
  • Электрооборудование
  • Принцип работы вентиляторов охлаждения Р12

2понравилось

  • 06.07.2014, 15:06#1

    Основные характеристики вентиляторов

    Статическое давление — напор воздуха, создаваемый вентилятором. Зависит от его конструкции и скорости вращения крыльчатки. Чем выше этот показатель, тем лучше работает вентилятор в условиях большого сопротивления (например, при прокачке воздуха через мелкоячеистый радиатор).

    Воздушный поток (CFM) — количество прокачиваемого воздуха. Исторически сложившиеся единицы измерения — кубические футы в минуту. Эффективную работу показывают устройства с CFM больше 50.

    Скорость вращения (RPM) — количество оборотов в минуту. Чем больше, тем выше производительность (и шум). У большинства моделей не превышает 2000.

    Широтно-импульсная модуляция (ШИМ, или PWM) — автоматическая регулировка оборотов вентилятора с помощью материнской платы. Требует разъема 4 pin. Провести точную настройку можно с помощью специальных фирменных утилит.

    ASUS Fan Expert

    Толщина вентилятора — обычно составляет около 25 мм. Для небольших корпусов (HTPC) выпускаются более тонкие версии, однако их эффективность ниже ввиду более слабого статического давления и CFM.

    Тип подшипника — важная характеристика, от которой зависит ресурс и уровень создаваемого шума. В современных моделях можно встретить несколько видов: от самого дешевого подшипника скольжения (с низким ресурсом) до самых дорогих и редких керамического подшипника качения и подшипника с магнитным центрированием. Золотой серединой по ресурсу, цене и шуму являются вертушки с гидродинамическим подшипником.

    Уровень шума — измеряется в дБА. Значение, комфортное для человеческого уха, не должно превышать 30 дБА. Больше вентиляторов — не значит шумнее. Чаще всего дело обстоит наоборот, особенно если вентиляторами управляет материнская плата, контролирующая температуру компонентов.

    • 0–25 дБА — бесшумный ПК;
    • 25–35 дБА — шум на уровне дневного фонового;
    • 35–40 дБА — ощутимый уровень шума (можно снизить, переместив компьютер под стол);
    • 40 дБА и выше — громкий и некомфортный уровень шума.

    Электронное приводное устройство

    На современные автомарки, оборудованы автоматическими системами контроля начали устанавливать электрический двигатель вентилятора охлаждения радиатора. Достоинством привода является независимое функционирование, легкость в настройке.

    Управление вентилятором охлаждения двигателя осуществляется через температурные модули охлаждающей жидкости. По данным с датчиков блок управления вентилятором охлаждения двигателя корректирует скоростной режим крыльчатки, изменяя скорость вращения и период работы.

    Питание на двигатель вентилятора поступает через электронные приборы автомобиля (аккумулятор, генератор).

    Методы управление вентилятором системы охлаждения двигателя:

    • термовыключатель;
    • блок управления.

    Технические показатели.

    Наименование Двигатель
    88 кВт/5500 об/мин 104 кВт/6000 об/мин 122 кВт/6500 об/мин
    Тип системы охлаждения Водяное с электроприводом
    Тип насоса Центробежный с ременным приводом
    Термостат
    Температура срабатывания, С° 80,0 — 85,0
    Максимальное открытие, С° 97
    Ход при предельном открытии, мм От 8
    Давление открытия клапана в крышке, кПа 112,9 — 142,5

    Термовыключатель использовался на ранних этапах производства автомобилей. По показателям с датчика температуры в радиаторе, механизм определяет, включится или отключится вентилятор охлаждения двигателя. В агрегатах с термовыключателя вентилятор системы охлаждения двигателя работает в узком температурном диапазоне. Включается вентилятор охлаждения при прогреве блока до 85 С°, отключение происходит при остывании до 70 С°.

    Размер имеет значение

    От размера вентилятора зависит его производительность и уровень шума. Чем больше диаметр, тем меньше нужно сделать оборотов для достижения нужного эффекта и тем тише он работает. Чаще всего рядовому пользователю приходится иметь дело с вентиляторами следующих типоразмеров:

    • 92 х 92 мм — уходящий формат, которому производители корпусов уделяют все меньше внимания. По стоимости сравнимы с более эффективными вентиляторами большего размера.

    • 120 х 120 мм ­— дешево и сердито. Самые распространенные и универсальные. Хороший четырехпиновый вариант можно купить в пределах 1000 рублей.

    • 140 х 140 мм — идеальный, по мнению автора, баланс шума и производительности. Цена за приличную модель стартует от 1000 рублей.

    • 200 х 200 мм — решение редкое, но довольно эффективное в плане охлаждения и тишины. Главная проблема — найти замену в случае поломки. Второй спорный момент — стоимость, которая у именитых производителей начинается от четырех тысяч рублей.

    Отдельные производители встраивают в свои корпуса настоящих монстров.

    Стоит понимать, что выбор корпуса с вентиляторами редких размеров в случае их поломки может обернуться некоторыми проблемами. Если же корпус рассчитан на стандартные 120/140-миллиметровые вертушки, возместить потерю будет проще и быстрее. Как показывает практика, хорошие 140-миллиметровые вентиляторы при 600–800 об/мин или 120-миллимитровые на 800–1000 оборотах обеспечат хороший результат и максимальный акустический комфорт.

    Варианты подключения вентиляторов к материнской плате. Типы разъемов

    Современные вентиляторы подключаются к материнской плате посредством 3- или 4-пинового разъема. От типа подключения будет зависеть возможность управления скоростью вентиляторов программным способом. Более экзотическими являются 2-пиновый разъем (обычно используется в БП) и 6-пиновый (с управлением подсветкой). Подключение вентиляторов напрямую к блоку питания через Molex считается устаревшим.

    У 3-пиновых моделей скорость вращения зависит от изменения напряжения. Возможен мониторинг скорости, однако ШИМ отсутствует. Часто такие вентиляторы работают на повышенных оборотах и издают больше шума.

    У 4-пиновых моделей скорость вращения регулируется материнской платой с помощью дополнительного провода. Современные BIOSы прекрасно справляются с автоматическим управлением вентиляторов, главное — правильно выставить температурные лимиты в настройках материнской платы.

    Большинство современных материнских плат имеют 4-пиновые разъемы, но варианты с 3 pin еще встречаются. В случае необходимости можно подключить 4-пиновый вентилятор к материнской плате с 3-контактными разъемами и наоборот. Вентиляторы при этом будут работать на стандартных оборотах.

    Регулировать скорость вентиляторов можно и с помощью реобаса. Но эпоха подобных устройств уходит в прошлое: в современных корпусах для них не осталось места, а их функции взяли на себя материнские платы.

    Если вентиляторов больше, чем разъемов на МП, используются специальные разветвители. Однако увлекаться ими не стоит: на один канал больше двух вентиляторов лучше не вешать. В противном случае придется обеспечить им дополнительное питание, что приведет к появлению лишних проводов в корпусе.

    В любом случае уже на этапе покупки материнской платы нужно понимать, какое количество вертушек понадобится будущей системе. Несмотря на более высокую стоимость, предпочтение стоит отдать 4-пиновым вентиляторам с наиболее совершенным способом управления.

    Сколько нужно вентиляторов и как их установить

    Современная модель корпусостроения предполагает создание своеобразной аэродинамической трубы: холодный воздух поступает спереди, а горячий — выбрасывается через заднюю и верхнюю стенки. Корпуса с вентиляторами на боковой стенке и на дне из продажи почти исчезли. Чаще всего производители стараются создать в корпусе избыточное давление (ставят больше вентиляторов на вдув), и это не просто так. Во-первых, горячий воздух будет удалятся эффективнее, во-вторых, в корпусе будет оставаться меньше пыли.

    Одного вентилятора вполне хватит, чтобы охладить системник офисного уровня без видеокарты с каким-нибудь селероном, пентиумом, семпроном или A10, где TDP процессора находится в районе 50 Вт. Автор предпочитает установку вентилятора на вдув, так как с выбросом горячего воздуха поможет кулер на процессоре, особенно если он башенного типа.

    Расположение вентилятора показано схематично и зависит от типа корпуса и расположения в нём комплектующих.

    Два корпусных вентилятора (один спереди, один сзади) вполне справятся с комбинацией типа Ryzen 3 (Core i3) + GTX 1650 (RX 550).

    Три вентилятора (два спереди, один сзади) — заявка на средний уровень: Ryzen 5 (Core i5) + 2060 (RX 5500XT).

    Четыре вертушки обеспечат нормальную работу для Ryzen 7 (Core i7) + 2070 (RX 5600XT).

    Все меняется, когда в корпус приходит Ее Величество Игровая Видеокарта — главный отопитель любого игрового ПК. Чтобы удержать в узде тепловыделение HEDT-систем, кроме просторного корпуса нужно пять-шесть вентиляторов: два-три лицевых на вдув, один задний и два верхних на выдув. Или кастомная СВО.

    Несколько советов

    • Открытая крышка системника — не панацея и решает вопрос только охлаждения процессора и видеокарты, а вот другие компоненты — чипсет, цепи питания, m.2 накопитель — обдува не получат и продолжат греться.

    • Современные производители часто делают сплошную лицевую панель с боковым забором воздуха. В таком случае хороший результат дает установка дополнительных вытяжных вентиляторов на верхнюю крышку.

    • Для процессорных кулеров и радиаторов СВО ищите вентиляторы с более высоким значением статического давления, которые смогут эффективнее прогонять через них воздух.

    • Подвод холодного воздуха через вентилятор на дне — неплохое решение, но автор бы от него отказался ввиду большого количества пыли, забрасываемой таким вентилятором в корпус.

    • Ставить вентиляторы на вдув на задней и верхней стенке нельзя, как и передние на выдув.

    • Автор не рекомендует переворачивать блок питания вентилятором вверх: он начнет засасывать горячий воздух от видеокарты и нагревать свои компоненты.

    Rover 2001, двигатель бензиновый 1.4 л., 84 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

    Тюмень

    Rover 25, 2000

    75 000 ₽

    Сургут

    Rover 25, 2005

    160 000 ₽

    Самара

    Rover 25, 2003

    178 000 ₽

    Шатура

    Rover 25, 1999

    182 000 ₽

    Посмотреть больше машин на Дроме

    Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

    Войти Зарегистрироваться

    Принцип работы вентиляторов охлаждения Р12

    Доброго всем дня!Перерыл весь форум, ответа на вопрос не нашел(.Вопрос собственно в том, кто знает принцип работы вентиляторов охлаждения на р12?Почему возник этот вопрос?Начал греться двигатель.Посмотрел-перегорел 1 предохранитель на 40 А под капотом на вентилятор.Поменял.Опять перегорел, вместе с ним перегорело реле (определено было визуально, когда при проверке работы вентиляторов из коробки с реле пошел дым)).Опять все поменял-предохранитель опять перегорел. А работают вентиляторы у меня так. При включении зажигания срабатывают оба вентилятора (хотя кто-то говорит, что один из них работает с кондиционером), при переключении работы вентиляторов на 2 скорость, отрубается левый вентилятор (если стоять лицом к капоту), а правый работает на повышенных оборотах. Если при этом работает работает кондиционер, то он начинает плохо холодить (при работе 2 вентиляторов все норм). Проверял я это все в стоячем положении, поэтому, наверное двигатель не нагревался. А на ходу, соответственно, стрелка начинает ползти вверх в пробках и на жаре. На скорости не греется без работы кондиционера. При работе кондиционера — греется. Вот я пытаюсь понять, если вентиляторы у меня работают правильно, то может причина еще в чем-то?Возможно мотор левого вентилятора отказывается работать на второй скорости (или он вообще не должен на ней работать), но как это узнать?



  • 06.07.2014, 15:43#2

    что-то я про вторую скорость первый раз слышу может на рестайле иначе всё работает но у меня когда заклинил термостат они оба крутились и всегда с одной скоростью!


  • 06.07.2014, 15:56#3

    скорее всего один из вентиляторов у тебя накрывается, и берет на себя повышенную нагрузку-отсюда и перегорание предохранителя.


  • 06.07.2014, 17:19#4

    Сообщение от viking

    скорее всего один из вентиляторов у тебя накрывается, и берет на себя повышенную нагрузку-отсюда и перегорание предохранителя.

    Только что опять проверял,нагрел двигатель,вставил нормальный предохранитель в то место где он перегорает и при переключении на вторую скорость сгорел моментально,т.е. получается накрывается тот вентилятор,который отрубается?- — — Добавлено — — —

    Сообщение от viking

    скорее всего один из вентиляторов у тебя накрывается, и берет на себя повышенную нагрузку-отсюда и перегорание предохранителя.

    Вадим,это ты что ли?)недавно к тебе приезжал за з/ч)может моторчик вентилятора есть рабочий?самому вариант установить?)


  • 06.07.2014, 18:38#5

    Сообщение от Artemiyy

    Доброго всем дня!Перерыл весь форум, ответа на вопрос не нашел(.Вопрос собственно в том, кто знает принцип работы вентиляторов охлаждения на р12?Почему возник этот вопрос?Начал греться двигатель.Посмотрел-перегорел 1 предохранитель на 40 А под капотом на вентилятор.Поменял.Опять перегорел, вместе с ним перегорело реле (определено было визуально, когда при проверке работы вентиляторов из коробки с реле пошел дым)).Опять все поменял-предохранитель опять перегорел. А работают вентиляторы у меня так. При включении зажигания срабатывают оба вентилятора (хотя кто-то говорит, что один из них работает с кондиционером), при переключении работы вентиляторов на 2 скорость, отрубается левый вентилятор (если стоять лицом к капоту), а правый работает на повышенных оборотах. Если при этом работает работает кондиционер, то он начинает плохо холодить (при работе 2 вентиляторов все норм). Проверял я это все в стоячем положении, поэтому, наверное двигатель не нагревался. А на ходу, соответственно, стрелка начинает ползти вверх в пробках и на жаре. На скорости не греется без работы кондиционера. При работе кондиционера — греется. Вот я пытаюсь понять, если вентиляторы у меня работают правильно, то может причина еще в чем-то?Возможно мотор левого вентилятора отказывается работать на второй скорости (или он вообще не должен на ней работать), но как это узнать?

    поменяй фишки местами,сразу понятно будет…


  • 06.07.2014, 18:44#6

    Сообщение от yoiri

    поменяй фишки местами,сразу понятно будет…

    одну могу переставить, другая не дотягивается(


  • 06.07.2014, 18:51#7

    Сообщение от Artemiyy

    одну могу переставить, другая не дотягивается(

    ну так тебе и надо,с дальнего на первый…если пред не хлопнет-капут карлссону…
    хотя имхо и так это понятно….можно и не проверять…


  • 06.07.2014, 19:28#8

    Сообщение от yoiri

    ну так тебе и надо,с дальнего на первый…если пред не хлопнет-капут карлссону…
    хотя имхо и так это понятно….можно и не проверять…

    переставил с дальнего на ближний, вентиляторы не крутятся вообще, что это значит?


  • 06.07.2014, 19:47#9

    Сообщение от Artemiyy

    Только что опять проверял,нагрел двигатель,вставил нормальный предохранитель в то место где он перегорает и при переключении на вторую скорость сгорел моментально,т.е. получается накрывается тот вентилятор,который отрубается?

    — — — Добавлено — — —

    Вадим,это ты что ли?)недавно к тебе приезжал за з/ч)может моторчик вентилятора есть рабочий?самому вариант установить?)

    Я,я..))
    Отдельно моторчика нету, только диффузор в сборе.
    Да ты и новый его отдельно не найдешь…


  • 06.07.2014, 20:00#10

    Сообщение от viking

    Я,я..))
    Отдельно моторчика нету, только диффузор в сборе.
    Да ты и новый его отдельно не найдешь…

    ну понятно, только я так и не понял, что точно ли это вентилятор, выше почитай, фишку переставлял вообще не крутятся — по идее должен был


«Не срабатывает кнопка MODE в режиме печки | Запотела камера заднего вида.»

Похожие темы

  • подключение вентиляторов от праворульной p11

    от andreyrusm в разделе Электрооборудование

    Ответов: 16

    Последнее сообщение: 11.12.2016, 21:22

  • Принцип работы РДТ на Р12

    от r20-xm в разделе Двигатель

    Ответов: 14

    Последнее сообщение: 02.06.2011, 13:22

  • Принцип действия инжектора

    от yaroslav_m в разделе Юмор

    Ответов: 8

    Последнее сообщение: 17.06.2010, 11:07

  • Вариатор (Hypertronic CVT): описание, принцип работы, диагностика и ремонт

    от Kostiks в разделе Трансмиссия всех моделей

    Ответов: 3

    Последнее сообщение: 23.07.2009, 17:08

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  • BB коды Вкл.
  • Смайлы Вкл.
  • код Вкл.
  • код Вкл.
  • HTML код Выкл.

Правила форума



Оцените статью:

1 Звезда 2 Звезды 3 Звезды 4 Звезды 5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.